ЗАКАЗАТЬ
КАРТИНУ
+7(921)396-31-46
marina@medovikova.ru

Московский пейзаж в зимнем Кремле

Московский пейзаж

Московский пейзаж – тема, которая занимает видное место в истории русского искусства. Образ старинного русского города – сердца России волнует и восхищает, пробуждает чувство национальной гордости.

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

(А.С. Пушкин, из поэмы «Евгений Онегин»)

Предыстория московского пейзажа

Первые изображения древнерусских городов, в том числе и Москвы, встречаются на фресках, иконах, рельефах XVI –XVII веков. Московский Кремль времен великого князя Михаила Фёдоровича уже во всём своём величие мы видим на гравюре немецкого учёного Адама Олеария (1634 г.), Коломенское – на гравюре датчанина Якоба Ульфельда (1627 г.). Эти изображения, созданные иностранцами, можно назвать предысторией московского пейзажа.

Собственно история москоского пейзажа в русской живописи начинается с первого русского мастера городского пейзажа – Фёдора Яковлевича Алексеева (1753-1824). В начале XIX века по распоряжению Павла I Алексеев пишет на основе натурных акварельных этюдов виды Москвы. Выполнение этого заказа принесло ему популярность в высшем свете и многочисленных заказчиков среди вельмож и членов императорской семьи.

Москва в пейзажах XIX века

В XIX веке многие знаменитые русские художники писали виды Москвы. Мы знаем Москву А.К. Саврасова – «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» (1851, ГТГ), где эффекты освещения передают драматизм восприятия природных явлений, свойственный романтизму.

Чудесный, любимый всеми «Московский дворик» (1878, ГТГ) В.Д. Поленова, который художник написал из окон своей квартиры, олицетворяет уютную, солнечную Москву с её патриархальным размеренным укладом почти провинциальной (столица – Санкт-Петербург!) жизни.

Совсем другая Москва предстает перед нами в картинах-панорамах художника главного Морского штаба А.П. Боголюбова. В 1880-90-х годах, уже имея европейскую известность, он запечатлел Москву в своих картинах – «Иллюминация Кремля (вид с юго-запада)», «Москва-река у Звенигорода». В пейзажах Москвы Боголюбова доминирует эпическое звучание.

Исторический пейзаж-реконструкция, характеризуется интересом к истории Древней Руси. В этом жанре в конце XIX – начале XX века работал брат знаменитого художника Виктора Васнецова – Апполинарий Васнецов. Он занимался археологией и историей города и в своих многочисленных картинах возрождал образы старинной княжеской Москвы.

Скачут гонцы морозным утром по дощатой мостовой Кремля, пляшут скоморохи у Всехсвятского моста, идет бойкая торговля на Красной площади, дремлют причаленные лодки на реке Неглинной.

А вот московский Кремль при князе Иване Даниловиче Калите. XIV век, деревянные рубленные постройки обнесены частоколом, но уже возводятся белокаменные церкви: Москва растёт. Картины А.М. Васнецова – фантазии, но мы верим, что такой когда-то и была Москва.

Пейзажи Москвы в советской живописи

В советское время художники были обязаны создавать образы Москвы социалистической. На многочисленных картинах этого периода Москва предстает обновленной, светлой, прекрасной столицей нового государства. Всем знакома картина Юрия Пименова «Новая Москва» (1937 г.). Улицы Охотного ряда раздвинуты, Москва стала просторной, многолюдной. Новый день, новое общество и даже за рулём автомобиля советская женщина!

Москва в годы Великой Отечественной Войны на картине художника К.Ф. Юона застыла в морозном мареве – «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года». Солдаты прямо с парада уходят на фронт, многие видят Москву в последний раз. Художник акцентирует в картине архитектуру, и здесь мы видим совсем не пряничную и не сказочную Москву. Жесткие контуры кремлевских башен, возносящийся в небо храм Василия Блаженного – памятник славы Русского государства. Москва прощается со своими защитниками сурово, без сентиментальности.

После войны образ Москвы приобретает пафосное звучание, сталинский соцреализм делает Москву декорацией для грандиозного спектакля «Агитация за счастье». На фоне Москвы развиваются темы труда, праздника, детства, спорта, дружбы народов, становится популярным тема «Москва-индустриальная».

В 1960-х пробуждается интерес к национальным истокам, изучению истории и русской культуры. Образы прошлого звучат в лирическом ключе, старинная Москва и Москва современная живут в одном пространстве. Художники поэтизируют уголки строй Москвы и не напрасно, ведь многое скоро уйдет в историю, Москву ждут большие перемены.

Московские пейзажи на полотнах современных пейзажистов

И вот кончается XX век, наступает новое тысячелетие, старинные памятники реставрируют, вновь возводят разрушенный в советское время храм Христа Спасителя, который становится символом новой Москвы, но многое и разрушается, освобождая место для новой архитектуры.

Какой Москва предстает на картинах современных художников? Конечно в основном это знаковые виды города, узнаваемые с первого взгляда, в основном красочные, красивые, эффектные, туристические места. Это заказ рынка – то, что лучше продаётся. Собираясь приобрести картину с видом Москвы, Вы можете разочароваться, не найдя нужного Вам произведения.

Правильнее всего заказать картину с пейзажем той Москвы, которая нужна именно Вам. Ведь город не просто красивый вид. У него есть душа, он как человек меняет настроение. В пейзаже должно быть своё содержание.

Художник-пейзажист Марина Леонидовна Медовикова училась и много лет жила в Москве. Она хорошо знает, любит и чувствует этот город, писала его много и в разные годы. На ее работах можно увидеть и Патриаршие пруды, и зимний Кремль, тихие московские дворики и шумный Арбат, московские окрености: Химки, Коломенское, Сергиев Посад.

Для заказа пейзажа нужно определить размер картины, технику исполнения (графика, акварель, пастель, масло). Если Вы не определились, что конкретно должно быть изображено, выберите тип городских московских пейзажей. Условно их можно разделить на следующие: уголки старой Москвы (лирическая тема); ретроспективный исторический пейзаж (например, Москва времен Ивана Грозного); Москва купеческая (праздники, гуляния, ярмарки); Москва православная (храмы, монастыри); Москва литературная (места, описанные в литературных произведениях или связанные с конкретными писателями, поэтами); Москва советской эпохи (например, Олимпийская Москва 1980 года); новая Москва XXI века.

Пейзажист, учитывая Ваши пожелания, согласует с Вами эскиз картины, и Вы будете иметь свой собственный любимый пейзаж с видом Москвы. Если у Вас уже есть любимый пейзаж Москвы, но он находится в Третьяковской галерее, закажите копию с этой картины и наслаждайтесь им у себя дома.

Автор статьи
искусствовед С.С. Морозова

Вернуться в начало раздела "Статьи об искусстве"