ЗАКАЗАТЬ
КАРТИНУ
+7(921)396-31-46
marina@medovikova.ru

Детский портрет. Девочка. Фрагмент

Детский портрет

Детский портрет – это самостоятельный в своем развитии тип портретного жанра. Изображения детей всегда привлекали зрителя своей непосредственностью, искренностью и чистотой. Детский портрет связан с укладом жизни семьи, в нем как в зеркале отражаются общая атмосфера дома, отношения поколений. Очаровательные кудряшки, застенчивая улыбка, блестящие глазки, выглядывающие с портрета, привносят в интерьер дома уют и гармонию.

Первые детские портреты в русском изобразительном искусстве

В русском искусстве появление первых детских портретов связано с западноевропейской модой изображения детей в образе мифологических персонажей. Известны портреты детей кисти французского художника-портретиста Луи Каравакка, например, портрет мальчика – двухлетнего царевича Петра Петровича в виде Купидона, царевны Елизаветы Петровны в образе Венеры.

В первой половине XVIII века детский портрет фигурирует исключительно в придворных кругах. Интерес к миру детства еще не проявлял себя в изобразительном искусстве. Детей, конечно, изображали, но как взрослых. Теперь нам кажется несуразным изображение ребенка во взрослой одежде, принявшего позу, как у взрослого, но с кукольным застывшим лицом. В портретах русских портретистов выявляется сложность, неопределенность отношения к детству на переломе средневековых традиций «Домостроя» и новых правил «Юности честного зерцала…», введенных Петром I.

В елизаветинское время дети изображались как маленькие дамы и кавалеры, мальчики – обязательно в военных мундирчиках с деревянными ружьями, барабанами, ведь военное будущее было предопределено для всех дворянских детей.

Портреты детей в русской живописи XVIII века

В конце XVIII века идеи сентиментализма с его устремленностью к естественности и гармоничному развитию человеческой личности, расширили представление о душевной жизни человека. Возникает культ дома, семьи, теплых родительских отношений.

Этот период оставил нам большое количество портретов детей. Расширился круг заказчиков. Портреты детей стали заказывать в дворянских мелкопоместных и купеческих семьях. Дети часто изображались в интерьере детских комнат, со своими любимыми игрушками. Мы видим детали портрета – лошадки-качалки, ракетки для игры в волан, оловянные солдатики, куклы, карточные домики, «бирюльки». Эти атрибуты детской жизни очень важны в портрете. Они выстраивают обстановку и эмоциональную атмосферу, в которой растет ребенок.

Настя. Детский портрет акварелью. Худ. М.Л. Медовикова

Портрет ребенка и образ детства в русском искусстве XIX века и современной живописи

В XIX веке в ребенке начали уважать личность, воспитывать свободного гражданина, развивать в нем творческое начало. В детских портретах появляются психологические характеристики. В образах заметно стремление к передаче индивидуального характера, лица перестают быть кукольными личиками, «личинка» становится личностью.

Именно в XIX веке в русском изобразительном искусстве формируется образ детства, выражающий непосредственность, открытость, душевную чистоту, искренность. Детство – это утро мира, прекрасная мимолетная пора безмятежного счастья.

К сожалению, это не всегда так, достаточно вспомнить знаменитую «Тройку» В.Г. Перова или портреты детей блокадного Ленинграда. Нас могут шокировать детские образы, рождающиеся в среде современного «актуального искусства» XXI века, где дети представлены как отчужденные, неприятные и недоброжелательные, как киборги, вампиры и обольстители. Такое отношение к образу ребенка кажется кощунственным и чудовищным.

Детский портрет на заказ

Алеша. Детский портрет акварелью. Худ. М.Л. Медовикова

Детские портреты в основном заказывают родители. Естественно, что они хотят видеть в картине отражение лучших черт своего ребенка, хотят, чтобы был запечатлен его внимательный, веселый, ласковый взгляд, чтобы это был обаятельный портрет малышки, а не слащавого пупса. И хотя ребенок редко бывает совершенным, на портрете его образ должен быть идеален. При этом малыш не должен выглядеть как Наполеон, даже если он и является маленьким семейным деспотом.

Детский портрет всегда связан с укладом жизни семьи, в нем как в зеркале отражается общая атмосфера дома, отношения поколений. Рисование портрета ребенка сложно потому, что он не может как взрослый спокойно позировать художнику, трудно уловить его характер, понять строй его души. В ребенке все очень подвижно, его чувства и эмоции проявляются не так как у взрослых. Просто правильно изобразить черты лица, передать сходство с моделью еще недостаточно для создания художественного образа. Передать его непосредственность, чистоту, характер вместе с портретным сходством - вот более важная задача, которая волнует портретиста.

В творчестве художника М.Л. Медовиковой детские образы занимают особое место. С уверенностью можно сказать, что детские портреты ей особенно удаются. Будучи опытным и чутким педагогом, она хорошо знает и понимает детей. В ее детских портретах образ ребенка всегда многогранен, в них нет какой-то одной доминирующей эмоции. Именно поэтому дети на портретах М.Л. Медовиковой выглядят живыми и непосредственными.

Марина Медовикова выполняет портреты детей на заказ в любой технике (портрет на холсте маслом, акварель, пастель, ретушь), владеет всеми техническими приемами живописи и секретами старых русских мастеров-портретистов, сохраняя и развивая традиции всемирно знаменитой русской портретной живописи.

Автор статьи
искусствовед С.С. Морозова

Вернуться в начало раздела "Статьи об искусстве"