ЗАКАЗАТЬ
КАРТИНУ
+7(921)396-31-46
marina@medovikova.ru

Петебургский пейзаж с Александрийским столпом

Петербургский пейзаж

Петербургский пейзаж – это «портрет» одного из самых прекрасных городов мира, удивительного города-феномена, явления, постигаемого чувственным опытом и воспринимаемого субъективно-идеалистически.

Существуют две противоположные точки зрения на сложившийся образ Петербурга: первая – город оригинален, уникален и неповторим, вторая – город вторичен, он имитирует западноевропейские образцы архитектурной среды, перед нами яркий образец художественной мимикрии. Петербург сравнивают с Римом, Парижем, Амстердамом, называют Северной Венецией. Здесь есть свои собор Святого Петра с колоннадой Бернини (Казанский собор), Парфенон (Биржа на Стрелке Васильевского острова), парижский Пантеон (Исаакиевский собор), средневековая романская церковь Ла Трините в Каннах (лютеранская церковь св. Петра на Невском пр.), королевский дворец в Казерте (Академия художеств). Перечисление грозило бы стать чересчур громоздким, вовсе не оригинален даже шпиль Петропавловского собора – символ города. Но эти противоположные суждения парадоксальным образом не противоречат друг другу. «Петербург тем и отличается от всех городов европейских, что он на все похож»1 – писал А.И. Герцен.

Пейзажи Петербурга в живописи 18-19 веков

С самого своего рождения город с документальной точностью фиксировался в гравюрах. Первым заказчиком видов Санкт-Петербурга был Петр I. Наиболее раннее изображение датируется 1704 годом – это гравюра голландца П. Пикарта, на которой изображено водное пространство с многочисленными парусниками, по берегам всего несколько скромных строений, но уже в 1716 году его ученик А.Ф. Зубов создал знаменитую «Панораму Петербурга». Зритель как бы проплывает на корабле вдоль набережной новой столицы, украшенной великолепными дворцовыми постройками.

Со времен Петра I парадный панорамный вид Санкт-Петербурга стал традиционным изображением города. Для нас запечатлели Петербург «Двенадцать знатнейших проспектов» Михаила Махаева (1753), «Панорама Петербурга» Джона Аткинсона (1805), «Панорама Петербурга» Анжело Тозелли (1820), «Панорама Невского проспекта» В.С. Садовникова (1830-1835).

Пейзаж акварелью с корпуском старой Боткинской больницы

Петербург «золотого века» предстает на картинах выпускников ландшафтного класса Академии художеств (открыт в 1767 г.). С.Ф. Щедрин создал идиллию загородных резиденций. На его полотнах дворцы Павловска, Гатчины, Петергофа утопают в пышной зелени парков на фоне безмятежно-голубых небес.

Ф.Я. Алексеев снискал славу певца Северной столицы. Санкт-Петербург в картинах Алексеева напоминают солнечную Италию – зеркальная гладь Невы, тихие ясные дни, шумная яркая толпа горожан. Таким город бывает в редкие июльские дни.

Образ романтического Петербурга подарил нам ученик Ф.Я. Алексеева – М.Н. Воробьев. Как красивы и лунная ночь, и раннее утро в Петербурге! Пристань со сфинксами, уснувшие парусники, женщины в белых одеждах полощут белье в Неве. Город, люди, все должно было быть идеально по эстетическим законам академизма, даже городские нищие изображались в живописных лохмотьях.

Имперский «строгий, стройный вид» Петербурга пушкинского времени запечатлен в альбоме литографий «Виды Санкт-Петербурга и окрестностей» (1821-1826). Серию городских пейзажей выполнили художники Санкт-Петербурга с профессиональным знанием и пониманием архитектуры и законов перспективы. Это были не только парадные районы, но и городские окраины, берега речки Мьи (Мойки), Фонтанки, Крюкова канала.

Санкт-Петербург на пейзажах второй половины XIX века

Петебургский пейзаж с Исаакиевской площадью

В середине – второй половине XIX века, когда в русском искусстве стала складываться реалистическая школа живописи, художники изображали сцены из жизни простых горожан на фоне классического Петербурга.

Малоизвестный художник Ф.Ф. Баганц писал: «Величье державной столицы невозможно без виденья самого прозаичного: прачек, извозчиков, простого люда, правда, все это предстает на фоне высящихся, но, кажется, совсем безучастных к нуждам простых людей, прекрасных классицистических строений».

В 1860-1862 годах он выполнил серию акварелей, где запечатлел обывательские районы Петербурга. Мы видим двух-трех этажные строения с глухими брандмауэрами, деревянные дома с покосившимися заборами, за которыми сложены высокие штабеля дров, дремлют извозчики, бредут по пустынным улицам людишки-тени, холодное петербургское солнце светит, но не греет. Куда подевалась чванливая респектабельность Невского? Дорога в колдобинах, да черно-белые вывески над магазинами, даже Гостиный двор выглядит как какой-то приземистый барак.

Петербургские пейзажи XX века

Художники Санкт-Петербурга из объединения «Мир искусства» (рубеж XIX-XX веков) в своих ретроспективных исканиях стремились возродить образ старого города XVIII века. А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере создали картины, где мы видим старый город Петербург через призму литературных произведений. Им были присущи иллюстративность, тонкая стилизация и личностное восприятие города.

Особую популярность снискали восхитительно прекрасные виды Санкт-Петербурга А.П. Остроумовой-Лебедевой, выполненные в гравюре и акварели. До сих пор они остаются непревзойденными образцами истинно художественного восприятия Петербурга.

XX век оставил нам праздничность Ленинграда, махающего красными флагами (Б.М. Кустодиев, И.И. Бродский), документальность сурового блокадного Ленинграда (В.В. Пакулин), лирико-созерцательные городские пейзажи брежневской эпохи (А.М. Грицай, Я.И. Крестовский, А.М. Семенов, П.Т. Фомин и многие другие).

Городской пейзаж Петербурга XXI века

Пейзаж маслом с особняком на Каменном острове

Иконография Петербурга уже сложилась. По-сути, художнику найти какой-то новый вид, новую точку обзора сложно, но санкт-петербургский художник не сдается! XXI век мыслит концептуально. Из последних арт-проэктов на тему Петербурга можно выделить два особенно экстравагантных. «Потепление климата», где город представлен как совсем уже южный (увы, не итальянский), обвитый плющом и виноградной лозой, с вывесками «Горячий лаваш» и второй – «Гибель Петербурга», где художника может ограничить лишь собственное воображение.

И всё же самым популярным остается классический городской пейзаж Санкт-Петербурга, где мы видим улицы и дома Санкт-Петербурга, церкви, мосты, парки и старые дворики, где всё так узнаваемо и так мило нашему сердцу. Именно такой Петербург можно встретить на многих пейзажах петербургского художника Марины Медовиковой, по-настоящему любящей свой родной город и воспевающей на своих полотнах его красоту.

Как выбрать "свой" пейзаж?

Если Вы решили заказать у художника пейзаж с видом Петербурга, во-первых, определитесь с сюжетом – что Вы хотели бы видеть на своем пейзаже? За основу можно взять фотографию (старинное фото или современное изображение) или указать художнику конкретное место с указанием точки обзора. Какое время года Вы желаете видеть изображенным на пейзаже? Какое настроение хотели бы запечатлеть на картине?

Конечно, не менее важен размер пейзажа и техника его исполнения. Загляните в альбом с пейзажами петербургского художника Марины Медовиковой, и Вы увидите, что пейзаж маслом выглядит весьма репрезентативно. Акварель в пейзажной живописи звучит тише, карандашный рисунок или рисунок пером обращаются как бы к одному единственному зрителю, они имеют камерное звучание. Поэтому выбирая технику живописи, следует учитывать характеристики и назначение помещения, в котором будет размещена будущая картина.

До того, как заказывать петербургский пейзаж у художника, обязательно сходите в музей, посмотрите на разные ландшафты, познакомьтесь с работами современных пейзажистов, погуляйте по городу или просто побродите по интернету, и Вы обязательно найдете "свой" уголок Петербурга.

Автор статьи
искусствовед С.С. Морозова

Вернуться в начало раздела "Статьи об искусстве"