ЗАКАЗАТЬ
КАРТИНУ
+7(921)396-31-46
marina@medovikova.ru

Скандинавские имена в живописи: шведский художник Карл Ларссон и его акварели

Среди живописцев мало таких, которые могли бы похвалиться хорошей семьей, мирной жизнью среди множества детишек, чудесным семейным домом и при этом, обеспечивая благополучие своей семьи и рисуя картины на заказ, не только не растратить, но и приумножить свой художественный талант. Скандинавский художник Карл Ларссон — один из немногих художников в истории мировой живописи, сумевших на своих полотнах изобразить семейный портрет на фоне обыденной жизни. На акварелях Карла Ларссона предстает жизнь счастливого шведского семейства в созданном руками художника "сказочном" шведском доме.

Немного о Карле Ларссоне и его детстве

Биография Карла Улофа Ларссона незатейлива. Карл родился в 1853 году в Стокгольме. Чтобы понять его творчество, необходимо окунуться в историческую картину того времени. Швеция, бывшая некогда великой державой, отстаивая свои интересы, долгие столетия держала в напряжении всех своих соседей. В последней войне, войне с Россией, она проиграла окончательно, уступив России Финляндию. К середине 19 века — моменту рождения Карла Улофа Ларссона — Швеция сошла с арены мировой политики, и шведы претерпели немало разочарований.

Надежды на устойчивое положение и народное благосостояние гасли. В стране царили бедность и тяжелый изнурительный труд по 60 часов в неделю. Люди в надежде на лучшую долю покидали Родину и уезжали в Америку. Им нелегко было приспосабливаться на чужбине, часто из-за положительных качеств шведов, таких как прямота, честность, доверчивость и консерватизм.

И вот в такое время в очень бедной семье выходцев из крестьян-ремесленников, перебравшихся в Стокгольм, родился будущий знаменитый художник Швеции – Карл Ларссон.

Отец Карла работал то кочегаром, то носильщиком. Когда напивался, буйствовал, проклиная сына. Мать-прачка самоотверженно трудилась и оберегала, как могла, своих детей. Карлу пришлось работать с ранних лет, помогая семье. Он успевал посещать и школу для бедных. Все свободное время Карл Ларссон рисовал. Талант мальчика заметил школьный учитель Якобсен, и 13-летнему мальчику была дана рекомендация в начальный класс Академии Художеств в Стокгольме. Затем Карл продолжил обучение, поступив на классический курс Академии.

Молодой человек терпеливо и вдохновенно учился, для заработка выполняя иллюстрации на заказ, подрабатывал как шаржист и репортер в юмористических листках и газетах. Как художник, Ларссон сформировался в самой гуще народной жизни, среди обыкновенного шведского народа, любя его и изучая его историю.

В 1877 году в возрасте 24 лет, будучи стипендиатом Академии Художеств, Карл Ларссон отправляется в Париж, в «Мекку» современного на то время искусства. Как ни странно, Ларссон не попал под влияние импрессионистов. Напротив, в нем проснулся талант тонкого акварелиста, хотя он также писал картины маслом.

Даже во Франции Ларссон находился в кругу своих друзей-шведов, иллюстрировал книги, в том числе книгу своего друга Августа Стинберга «Жизнь и приключения шведов». Затем Карл путешествует по Европе. В Италии изучает фрески художников Возрождения. И сам берется за настенную роспись.

Настенная роспись: монументальные работы Карла Ларссона

Роспись стен – это то, что вдруг увлекло Карла. Стали поступать заказы на настенную роспись. По заказу своего покровителя – купца из Готенбурга Понтуса Фюрстенберга, Ларссон расписывает его резиденцию. В течение жизни им будет создано много работ в монументальной живописи: серия фресок «Скандинавская женщина сквозь века», «Въезд Густава Васы в Стокгольм», «Жертвоприношение» и другие. Может быть оттого, что Ларссон не был избалован жизнью, он брался за любую художественную работу.

Самыми известными монументальными работами Ларссона являются фрески в Национальном музее Стокгольма, который был открыт в 1866 году. Главная фреска расположена над величественной лестницей – «Жертвоприношение короля» (1915 г.). На ней изображено языческое жертвоприношение в Старой Упсале. Ларссон выиграл конкурс на оформление музея, но написал не то, что было заявлено в начале. Своей работой он хотел подчеркнуть жертвенность короля, который пошел на смерть ради своего народа. Вышел скандал: язычниками шведы выглядеть не хотели. В результате фреска была сначала продана в Японию, потом выкуплена и до 1992 года крамольная «Жертва» пылилась в музее в Лунде. Красивые пейзажи сочетаются с монументальными величественными фигурами. Городской пейзаж слегка обозначен, лишь придавая шведский колорит сюжету.

Некоторые фрески Ларссона представляют собой галереи картин народной жизни. Стиль исполнения несет в себе черты иллюстративности. Благодаря настенной росписи талант художника нашел признание во всем мире.

Шведский дом Карла и Карин. Акварельная живопись в Санборне

Акварельная живопись Карла Ларссона рассказывает о его семейной жизни намного красочнее, чем это можно сделать словами. На акварели «Карин и Керсти» (1898, Музей изобразительных искусств, Гетеборг) с маленькой дочкой изображена избранница Карла — художница Карин Бергьо, с которой знаменитый акварелист познакомился, когда ему исполнилось 26 лет. Через четыре года после знакомства Карин и Карл поженились.

С акварели на нас смотрит невысокая женщина в черном воздушном платье. Ее утонченное лицо, обрамленное завитками волос, излучает какое-то спокойствие и уравновешенность. Карл (акварель «Брита и я!», 1895) добродушен и весел, хитровато прищурился, как будто что-то задумал, одной рукой держа на голове семейную драгоценность – маленькую шаловливую Бриту, веселящуюся оттого, что она выше всех. В другой руке художника – акварельная кисточка, которую он держит словно волшебную палочку. Кажется, еще мгновение – и на невидимом зрителю листе бумаги для акварели, произойдет какое-то чудо. И Бритта – совсем не помеха для художника! «Представьте себе, – пишет Карл, – что такое рисовать твердой рукой и с верным глазом, держать перо или карандаш, когда вот такой шаловливый котенок все время крутится, дергает меня за волосы (еще как!) и размахивает ногами».

Брак окончательно все решил в жизни и творчестве Ларссона. Все обретает высший смысл. В семье Карин и Карла родилось семеро детей. Через пять лет после свадьбы у Ларссонов появился свой дом в области Даларна — усадьба «Лилла Хиттнас», который станет местом жизни и творчества семьи, сам превратясь в предмет искусства.

Обратимся к акварелям Ларссона, которые выходили из-под его кисти в больших количествах до самой смерти в 1919 году. В этих альбомах («Наш дом», «Ларсоны», «Спадарфвет, наше загородное имение», «Дом в лучах солнца»), можно проследить круглогодичный цикл жизни шведской семьи. Тут и смена времен года, и годовой церковный календарь, и разные события, происходившие в доме и праздники, и, конечно же, на картинах мы найдем всех обитателей необычного шведского дома в Сандборне.

Семейный портрет на фоне дома в скандинавском стиле

Во многих акварелях альбома «Наш дом» мелькает полное или частичное изображение дома в Сандборне. Пейзажи Ларссона неразрывно соединены с детскими портретами. Современное в доме соседствует с традиционным. Дом все время достраивался и украшался. К нему постепенно были пристроены прачечная, кладовая, хлев и гараж, была присоединена студия, первоначально стоящая отдельно.

Ларссон пишет: «Мое искусство, как и мой дом, ему не подойдет никакая изящная мебель, в нем нет места, куда можно было бы поместить, к примеру, дорогое бюро. Оно у меня простое, но гармоничное, правильное и обычное. Это не нечто экстравагантное, но хорошая и сильная работа». Свою мастерскую Ларссон называет «Храмом искусства». Уже с порога доброжелательную суть этого дома помогает понять надпись над входом: «Добро пожаловать, дорогой гость, к Карлу Ларссону и его Леди!».

Акварель «Ловля раков». Солнечный день весь пронизан прозрачными акварельными оттенками. Дети а Карин изображены в момент увлеченной деятельности. Каждый занят своим делом. Трогательными и нежными выглядят дочери художника, на первом плане – детский портрет Керсти, стол ломится от вареных раков. Лодка на берегу реки дополняет композицию, фигурки детей, ловящих раков придают динамизм. Ветви деревьев легким ажуром обрамляют сцену.

«Завтрак под березой». Эта акварель позволяет увидеть будни семьи. Ветерок обдувает паляну, на которой установлен стол со скамьями. Домочадцы увлеченно едят. Характеры детей видны даже со спины. Любопытная Керсти крутится, оглядываясь на отца. Пес, сидя за столом на лавке, чувствует себя полноправным членом семьи. Акварель светится счастьем, покоем и шутливым добродушием.

Картины акварелью из жизни семьи Ларссонов, портреты детей, праздники и будни шведского семейства

Автопортреты с детьми, портреты детей, семейные портреты и рисунки, изображающие сценки из жизни Сандборна, занимают ведущее место в акварельной живописи Ларссона. На многочисленных картинах мы знакомимся с Сюзанной – старшей дочкой художника, Бриттой, Керсти, Лисбет, Ульфом (умер в 18 лет), Понтусом и малюткой Эсбьорн.

На многих рисунках мы видим жену Карин. Где-то видим ее лицо, где-то только руки. Или вдруг портрет жены на двери становится центром картины (акварель «Воскресный отдых», 1900).

На акварельном рисунке «Воскресный отдых» изображен угол студии. Карин сидит за резным деревянным столом. Мы видим ее руки, сложенные в замок, тонкие запястья и манжеты полосатого платья. Любимые руки Карла! Руки, которые так много сделали для этого дома, для детей, для мужа. А лицо Карин смотрит на нас с портрета на раздвижной двери. Отодвигается дверь, и появляется ... жена. Точнее, ее портрет! Даже если самой Карин сейчас нет рядом.

Картина «Поздравление в день именин Карин» написана Ларссоном в 1899 году. День рождение и именины отмечаются в Швеции не столь широко, как в России. По обычаю семья будит именинника песнями и подаваемым в постель кофе с тортом и подарками. Дети, наряженные в импровизированные костюмы русалок, опутанные желтыми кувшинками с длинными толстыми стеблями, пришли поздравить недавно оправившуюся после тяжелого недуга дорогую маму. Кто-то из членов семьи стал водяным, надев белый парик, бороду из ваты и нацепив на голову венок из кувшинок и болотной травы. Лишь одно обручальное кольцо на левой руке выдает главного героя представления – Карин тронута до слез.

Праздник еще напоминает о болезни Карин, в глазах детей еще не исчезла тревога и грусть. При этом все счастливы, счастлив и Карл.

Еще одна картина Ларссона, посвященная домашнему празднику, называется «Именины Эммы в маленькой кладовой» (1890-1899). Действие происходит в небольшой комнате, где живут две незамужние тетушки детей, помощницы по хозяйству. Старшие дети художника оделись в смешные костюмы: Улоф стал крестьянкой из Даларна, несущей поднос с кофе. Сюзанна нарядилась в черный сюртук отца, украшенный цветком, похожим на подсолнух. Малышка нарядилась каким-то лесным зверьком: на голове меховой воротник свернутый в шляпу, и платье из овчины. На переднем плане девочка, стараясь ступать на цыпочках, чтобы пройти незаметно, несет сердечко из цветов с выплетенной ромашками буквой «Е» – Эмма. Глядя на рисунок, мы как будто слышим детские голоса и даже протяжный голос ... скрипки; в дверном проеме в левом нижнем углу картины заметна часть инструмента со смычком. Эмма растрогана, в широко раскрытых глазах – слезы радости.

Обе картины полны утреннего света, интерьеры комнат просты, легки и очень функциональны. Кровати, дающие женщинам личное пространство, придуманы Ларсонами. Окна представляют собой необычную вязь решеток. Полоски красной охры сплетаются с зеленоватыми стенами и теплым цветом не крашенного дерева. Трехногий столик очень устойчив, практичен и служит украшением интерьера.

На семейных портретах Ларссона почти всегда имеются чудесные изображения детей. Что же загадочного в этих неброских картинках? Что так притягивает взгляд?

Детские портреты предстают перед нами на фоне мирных картин. Здесь присутствует какая-то простота, непосредственность и хрустальная чистота жизни, наверное, такая же как в детских душах. Достаточно посмотреть акварели «В зарослях боярышника», «Грабли», «Цветущая яблоня», «Игра в прятки».

Художественная особенность Ларссона в том, что он приглашает нас к живому общению, щедро делясь своим душевным богатством. Семейные отношения у Ларссонов основаны на взаимном уважении и любви. Мы видим в этой скандинавской семье интерес друг к другу, желание понять и помочь другому человеку, не только разделить общую радость, но поддержать слабого в минуты болезней и скорбей.

В быту мы редко встречаем такие семьи, как Ларссоны. На акварелях Карла Ларссона видно, как художник осуществляет свой замысел создания семьи. Вынашивает свои мысли, строит жизнь по своим убеждениям, а не отдается на произвол потока жизненных событий. Единство мысли, жизни и творчества — это признак человека думающего, цельного настоящего. Не всякий человек способен на единство жизни и мысли. Именно такие люди аккумулируют национальную культуру, передают культурную традицию через соединение жизни и творчества.

Карл Ларссон — мастер акварели. Акварельные рисунки художника

Техника акварели Ларссона основана на соединении с рисунком тушью. Тонкие воздушные сочетания цветов на заднем плане соседствуют с сочными колоритными пятнами фигур первого плана. Натюрморт акварелью изобилует подробностями. Он вписан в сюжетное пространство картины акварелью. Его творчество много значит для школы акварели. Для того, чтобы заказать картину, заказать акварель, надо ознакомиться с разными стилями, полистать альбомы мастеров акварели. Тогда становиться понятно, насколько творчество Ларссона интересно в этой технике.

Христианские мотивы в творчестве Карла Ларссона

Карл Ларссон был глубоко верующим человеком. Дети в его семье воспитывались в христианской вере и шведских национальных традициях, помимо школы они учились выполнять все работы по дому. На акварельном рисунке «Половина студии» (1890-1899) можно заметить фриз с изображениями из жизни Христа: Благовещение, Рождество, предательство Иуды, Христос на суде у Пилата... Кажется, что в этой студии притаились настоящие ангелы...

Теме Рождества посвящена картина под одноименным названием, написанная художником около 1904-1906 годов. Рождество — великий праздник, в котором принимали участие все члены семьи. Стол накрыт в мастерской Ларссона. Обильное рождественское застолье привлекает взгляд. Дом наполнен теплым светом, сдержанно улыбающимися лицами людей. Свечи трепещут, бросая отсвет на посуду, делая ее позолоченной. Пятнистый котенок играет под столом. Горящий камин дополняет идиллическую картину.

Несколько работ посвящены зимнему празднику — Дню святой Люсии, приходящемуся на темное время года — 13 декабря. Но этот праздник несет свой свет вполне реально. На роль святой Люсии выбирается самая симпатичная блондинка. На ее голову водружают венок из горящих свечей. В процессии участвуют девочки, одетые в белое, и мальчики в огромных колпаках. Участники процессии угощают всех пряничным печеньем и горячим глегом.

Акварель «Воскресная служба в церкви в Сандборне» (1905). Ларсон изобразил прихожан с необычного ракурса: со спины. Однако характеры сидящих людей угадываются и так. Если мы вглядимся в контурную композицию картины, то увидим множество пересекающихся линий. Можно сказать, что это множество крестов. В сени этих крестов, которые не замечают, но несут прихожане, проходит церковная служба... В глубине души у каждого человека есть мечта. Участвуя в церковной службе, мы становимся сильнее, а мечты проверяются: не ложные ли они?

Чуткий акварелист разрывает линию свода церкви, как бы показывая, что во время службы церковные своды раскрываются навстречу разверзшемуся небу. А глядя на алтарь, мы видим как бы единственный путь, к которому обращены лица сидящих людей — сияющий крест. И все люди, которых мы видим на картине, уже вступили на него, кто-то раньше, кто-то позже, как, например, белокурая дама в желтой шляпке, только что вошедшая в церковь...

Интерьерная живопись Карла Ларссона и созданный им скандинавский стиль

Искусствоведы большей частью нелестно отзываются о Ларссоне: скучная живопись. И вообще, что это такое, сделать из своей семьи бренд? Что за мелочная дотошность? Он имел заказы портретов, заказы на роспись стен, а приходя домой, как крохобор, рисовал свой дом, детей, жену, делал какую-нибудь табуретку, рисовал ее и еще мог это продать. Да, бывает и такой взгляд на творчество Ларссона. Но попробуйте-ка нарисовать обычную табуретку, а потом продать этот рисунок? А-а?.. Не получится! А вот Карл Ларссон это делал запросто!

В картинах Карла Ларссона есть естественность, а ведь именно ее так мало в нашей жизни. Она практически отсутствует в современном искусстве, и тем она ценнее.

Не существует идеального брака, идеальных детей, идеальных жен и мужей. Но есть дорога к идеалу. Каждая акварель Ларссона — это шаг к лучшему. Посмотрев картины Карла Ларссона, мы становимся светлее, лучше, благороднее.

Не нужно проводить никаких параллелей с другими художниками, анализировать скандинавскую живопись, чтобы подчеркнуть самобытность Карла Ларссона. Такой художник, мастер акварели, заслуживает, чтобы к нему подошли как к единственному в своем роде. Плодами творчества Ларссонов являются не только те работы, которые он оставил после себя, но и особый шведский (скандинавский) мебельный и интерьерный стили, не устаревшие до сих пор и являющиеся идейной основой фирмы «Икея». Легкая, простая, с оттенком шведского фольклора, изготовленная из натуральных материалов мебель в стиле Ларссонов устойчиво занимает позиции в наших квартирах. А в душе каждому из нас хочется иметь у себя на стене акварель, с которой на нас будут смотреть глаза самых дорогих и любимых людей.

В некоторых картинах художника Марины Медовиковой можно найти параллели с живописными работами Карла Ларссона. Настроение ее акварелей созвучно с работами Ларссона. В ее рисунках ощущается и воздушная среда, и насыщенность цвета, и легкая звучная линия. Так же как и знаменитый шведский художник, она много рисовала свою большую семью. На ее акварелях можно увидеть, как росли дети, полюбоваться пейзажами Швеции и видами Стокгольма, встретить различные семейные истории, окутанные неповторимым очарованием тонкой акварельной живописи.

Вернуться в начало раздела "Статьи об искусстве"